Россия в фокусе мирового спора о европейских авиационных выбросах

Осенью во время перелета из Сан-Франциско в Новосибирск я столкнулся с двумя очень разными системами учета парниковых газов, выбрасываемых моим самолетом. По дороге в Москву мы сели в Париже, и пилот Air France, согласно новым европейским правилам, уведомил французские власти о примерно 150 000 фунтах углекислого газа, выброшенных нашим Boeing 747 на двух участках перелета. Потом, от Москвы до Новосибирска, никто не вел учета, потому что Россия, подобно США, не делает попыток сократить эти выбросы. Я стал статистом в быстро разворачивающейся торговой войне, на фронте которой сейчас находится Россия. Разногласия между Евросоюзом, с одной стороны, и Россией, Соединенными Штатами, Китаем, Индией, Бразилией и некоторыми другими странами, с другой, являются предметом первого глобального спора за право ограничивать выбросы парниковых газов за пределами своих границ.
 
С января ЕС требует, чтобы все самолеты, производящие взлет или посадку в европейских аэропортах, регистрировали выбросы парниковых газов; в 2013 году авиакомпаниям придется получать квоты на эти выбросы. Восемьдесят пять процентов квот бесплатны; остальные придется приобретать на европейском рынке.
 
В настоящий момент доля авиации в парниковых выбросах составляет 3-4% и в течение следующих сорока лет обещает расти по экспоненте. Новейшие исследования дают основания предположить, что выбросы от самолетов могут наносить больше вреда, чем сопоставимые наземные, так как осуществляются непосредственно в слой облаков или выше его. Цель ЕС -- сократить выбросы на пять процентов за ближайшие восемь лет, куда более медленное снижение, чем предусмотренное Киотским протоколом.
 
Российская индустрия авиаперевозок выросла более чем на 100% с 2000 года, во многом благодаря выходу на международные маршруты, согласно данным Росстата, федеральной службы статистики. Ранее в этом году Аэрофлот зарегистрировал около 5.3 миллионов тонн парниковых выбросов за 2011 год в Министерстве Авиации Германии (которое отвечает за российские рейсы). По установленным тарифам, примерно 10 долларов за тонну, стоимость такой квоты составит 8 миллионов долларов. [редактор: 15% от 5.3 миллионов тонн]. ЕС заверяет, что стоимость для пассажиров пренебрежимо мала, не более 5-10 долларов в цене билета в зависимости от продолжительности полета.
 
Но эта мера встретила глобальное противодействие. Сначала три крупнейших авиаперевозчика США -- United, American и Continental -- попытались заблокировать ее в Европейском суде. В декабре суд постановил, что требование не нарушает международных торговых соглашений, узаконив его дальнейшее применение. Вскоре после этого американские, российские и индийские авиационные чиновники создали так назваемую "коалицию нежелающих" с целью дипломатического противодействия. (в оригинале coalition of the unwilling -- отсылка к "коалиции желающих (разоружить Саддама Хусейна)"; так, по выражению Дж.Буша, назвали международные коалиционные силы, осуществившие вторжение в Ирак в 2003 году -- прим.пер.) В феврале участники коалиции встретились в Москве и опубликовали так называемую Московскую Декларацию, требующую отмены нововведения Евросоюзом и передачи вопроса о выбросах в ведение Международной Организации Гражданской Авиации (ИКАО).
 
Затем, в июне, Россия сделала первый ответный ход, отказавшись предоставить FinnAir и LuftHansa расширенные права пролета -- что было широко воспринято авиационной прессой как ответ на европейскую инициативу. Тем временем, китайские и индийские власти призвали своих перевозчиков не следовать требованиям европейцев предоставлять данные о парниковых газах, а американский Сенат рассматривает законопроект, который прямо запретит американским перевозчикам соблюдать европейское законодательство. Он уже прошел согласование в Палате Представителей и в случае одобрения заставит перевозчиков выбирать между нарушением европейских и американских законов. Федеральное управление гражданской авиации США потребовало также, чтобы ЕС предоставлял полученные данные для рассмотрения и возможного опротестования.
 
Оппоненты из "коалиции нежелающих" сетуют на то, что европейцы применяют свои стандарты за пределами своей территории. Например, три четверти моего полета в Европу и из нее мы находились в американском, канадском и международном воздушном пространстве, но выброс учитывался за каждую милю двух участков полета: до и после промежуточной посадки в Париже. ЕС заявляет, что инициатива не выходит за пределы его юрисдикции, а является условием для пользования европейскими аэропортами -- так же, как требование США о соответствии аэропортов американским стандартам безопасности для отправки из них рейсов в США.
 
 
Билл Хеммингс, директор по политике Transport & Environment, брюссельской НКО, поддерживающей политику ЕС, утверждает, что в течение последних десяти лет американская индустрия авиаперевозок неоднократно блокировала в ИКАО попытки выработать глобальную стратегию в отношении парниковых газов. Таким образом, подчеркнул он, "ЕС был вынужден попытаться ограничить выбросы, производимые одним из быстрорастущих источников парниковых газов".
 
Европейский союз не отступил. Наоборот, давление, похоже, привело к усилению переговорного процесса в Международной Организации Гражданской Авиации (ИКАО) В июне Организация объявила о планах выработки к следующему марту глобальных правил в области парниковых газов.
 
Раздел: