За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Хибины «трещат по швам»
«Кольский центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы в России» выходят из рабочей группы, занимающейся решением конфликта в Хибинах, где «Северо-Западная Фосфорная компания» («СЗФК») пытается построить дорогу к месторождению «Партомчорр». Причина такого решения – нежелание состоять в «фиктивной» группе, которая полностью игнорирует мнения экологов, продвигая губительный для Хибин проект СЗФК. В WWF России полагают, что за строительство будущей дороги ответственны Министр природных ресурсов и экологии РФ и губернатор Мурманской области.
Пару недель назад подрядчик «СФЗК» ЗАО «МурманскТИСИз» начал буровые работы на Умбозерском перевале, несмотря на то, что рабочая группа еще только рассматривала техническое задание на проведение работ.
По словам экологов, вместо того, чтобы потребовать от СЗФК остановки работ, вице-губернатор Мурманской области предложил начать следующее заседание «с чистого листа», дабы принять решение о согласовании трассы. Более того, чуть ранее по непонятным причинам из состава рабочей группы были исключены представители туристической компании. Избавившись от них, рабочая группа не может решать вопросы организации туризма в Хибинах. А без этого создать национальный парк не удастся.
«Поэтому мы приняли решение более не участвовать в этом фарсе, и заявить о выходе из состава рабочей группы, которая, как теперь очевидно, и создавалась с единственной целью – создать видимость согласованного решения. Такое же решение принято и WWF России. Лишним подтверждением правильности такого шага стало сообщение пресс-службы правительства Мурманской области, в котором сообщается о согласовании всеми членами рабочей группы, в том числе и экологами, выбора трассы изысканий через Умбозерский перевал – то есть того самого варианта, который мы считаем недопустимым ни с природоохранной, ни с туристической точки зрения», - заявил недавний член рабочей группы, председатель совета «Кольского центра охраны дикой природы» Виктор Петров.
Напомним, что общественных обсуждений ни по проекту рудника на «Партомчорре», ни по проекту строительства дороги не было, и СЗФК не считает нужным их проводить. Тем временем, в Хибинах под рудник уже вырублено более 100 га леса, а на перевале начались буровые работы, которые компания называет «инженерно-экологическими».
По мнению экологов, дорога через Умбозерский перевал убьет Хибины и идею создания национального парка. «Мы надеялись, что будут рассмотрены все варианты транспортировки руды от месторождения, а их как минимум четыре. Однако рабочая группа на деле оказалась фиктивной – наше мнение никого не интересовало, а пока шло согласование позиций, работники подрядчика ЗАО «СЗФК» - «МурманТИСИз» вовсю занимались изысканиями», – говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России.
Следует отметить, что при выборе варианта дороги промышленники не использовали многолетние научные данные институтов РАН, где однозначно подтвердили – Умбозерский перевал чрезвычайно важен с точки зрения биоразнообразия, и пускать по нему самосвалы с рудой нельзя.
«В отличие от многих других экологических проблем, где трудно определить, а кто же конкретно виноват в их появлении, в случае Хибин авторство не вызывает сомнений. Если дорога разрежет территорию запланированного национального парка, это произойдет благодаря бездействию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского и попустительству губернатора Мурманской области М. В. Ковтун» - говорится в сообщении WWF России.
Однако представители общественных природоохранных организаций подчеркивают, что выход из рабочей группы и отказ от навязываемого им одобрения планов «СЗФК» не означает прекращение конструктивного сотрудничества со всеми органами власти любого уровня по вопросам создания национального парка в Хибинах.
Фото - http://www.wwf.ru