Сказать так, чтобы услышали. Семинар «Актуальные подходы к экологической журналистике»

«Вы что, на полном серьезе собираетесь рассказывать о защите зеленых насаждений? О формуле акролеина? О воздействии антропогенного фактора на климат? Да кто это будет читать?!» - журналистка Елена Упорова, одна из ведущих семинара «Актуальные подходы к экологической журналистике», состоявшегося в Казани 29-20 октября, кажется, готова взорваться. В зале напряженно молчат. Я тоже… И с бешеной скоростью прокручиваю в голове слова и ассоциации. Как сказать о том же самом по-другому? Так, чтобы услышали. Чтобы поняли. Ведь именно в этом состоит задача современного экологического журналиста, пишущего для широкой аудитории. А ведь именно так и надо – чтобы привлечь к актуальным для всех проблемам сохранения окружающей среды как можно более широкую аудиторию.

Увы, в современном мире, где модное когда-то слово «экология» безнадежно застряло на полках среди баночек с натуральной косметикой и геннонемодифицированными помидорами, об окружающей среде пишут в основном специализированные издания, будь то журналы, выходящие ограниченным тиражом, или доступные любому пользователю интернет-сайты. И те и другие зачастую сложно читать. Или неинтересно. Или просто страшно. Их аудитория – экологи, общественники, добровольцы, то есть все те, кто и так уже давно в теме. А между тем проблемы, о которых идет речь на их страницах, касаются выживания и здоровья всего человечества. И решить их можно только всем вместе. А потому надо донести материал до сознания массового читателя, найти такие формы подачи, которые зацепят его за живое.

«Экология - это приключение, - утверждает Елена. - Мир шире и разнообразнее того накатанного круга, в котором мы привыкли существовать. Когда мы говорим о дымящих заводах, о восстановлении лесов, о самых разных экологических проблемах, на самом деле мы говорим о жизни и смерти, об одиночестве и любви к красоте. А это интересно всем».

За два дня семинара его ведущие, журналисты Анна Баскакова и Елена Упорова, заставили участников по-другому взглянуть и на свою профессию, и на привычную тематику. Игровая форма и неустанный мозговой штурм в попытках решить вполне реальные проблемы. «У нас в Казани собираются строить дорогу в санитарной зоне возле водозабора, но это никому не интересно. Пресса не хочет про это писать, а жители просто махнули рукой," - хрупкая Нелли стоит перед аудиторией взволнованно сцепив руки. Ее засыпают вопросами: что? где? когда? как? почему? И с каждой новой подробностью всё четче складывается почти детективная история, от которой невозможно оторваться.

Такие трансформации набившего оскомину набора слов, полных отчаяния и призыва о помощи, в увлекательную и волнующую историю, происходили на семинаре неоднократно. Анна и Елена вели занятия по-разному, рассказывали про различные профессиональные методы и технологии, то и дело провоцировали участников. Но при этом постоянно, раз за разом напоминали, что экологическая журналистика должна быть точной, профессиональной, объективной и одновременно интересной, актуальной и захватывающей.

 

Фото автора

Раздел: