Плотины: так нельзя!

Картинка: 

Красноярский режиссер Элина Астраханцева получила на днях специальный приз национальной премии «Страна» в номинации «Оригинальная идея» за документальный фильм «Последняя рыбалка Тамары», снятый в зоне затопления Богучанской ГЭС.  Элина Астраханцева рассказывает о том, как родилась идея снять фильм о вынужденных переселенцах из зоны затопления Богучанской ГЭС, потерявших свою родину.

«Я сама из Красноярска и мало что знала о том, что происходит на Ангаре. Когда однажды меня пригласили на одну из встреч ангарцев, на которой показывали фильм Андрея Гришакова, я была потрясена тем, что весь зал сидит и плачет. Причем Андрей заранее предупредил, что все будут плакать, даже мужчины. И конечно, меня, как женщину, это очень сильно тронуло за душу. У нас все вроде бы знали в общих чертах о том, что происходит на Ангаре: что строится Богучанская ГЭС, идет индустриализация глухих таежных районов. Но именно через встречу с ангарцами, с переселенцами из этих мест мне стало понятно, что все очень неоднозначно. Что сотни и даже тысячи наших земляков очень сильно страдают от потери своей родины».

О главной героине своего фильма «Последняя рыбалка Тамары»:

«Тамара – удивительный человек, о котором можно снимать многосерийный фильм, потому что она знает тысячи каких-то историй, баек. Это человек, который пятьдесят лет прожил на земле, на реке – и для нее это было домом, это было частью ее. Тамара – не из тех людей, кто пойдет воевать, но когда их переселяли, она твердо сказала: я буду жить здесь до последнего! А что значит жить там до последнего? Мне разные люди рассказывали, что в последний год, когда сжигали Кежму, они ехали по улице, и по ее обеим сторонам горели дома. Как они говорят: волосы дыбом просто встают от такого! Такое чувство, что идет война, просто война. Что должны были ощущать люди, которые родились там, которые жили в этих сжигаемых домах, у которых отцы там жили, деды их там жили? И все эти улицы сжигали в одночасье. Тамара – сильная женщина, но до сих пор, когда она рассказывает об этом, у нее слезы наворачиваются на глаза и голос начинает дрожать. И это о многом говорит, потому что сибирячку и ангарку вывести из себя и довести до слез – это сильно надо постараться».

О параллелях с произведением Валентина Распутина «Прощание с Матерой», где также идет речь о переселении из зоны затопления одной из ангарской ГЭС:

«Меня сильно поразило, когда одна из наших студенток-помощниц сказала: «Прощание с Матерой» уже ведь давно написано – я думала, все прочитали и поняли, что так делать нельзя, и что все закончилось. А оказывается, все продолжается и становится все хуже и хуже. Это, конечно, очень наивный взгляд, но где-то в подсознании у меня тоже был этот вопрос: почему «Прощание с Матерой» – произведение, которое прогремело на всю страну, по которому был снят фильм великой Ларисы Шепитько – до сих пор актуально? Почему этот процесс идет дальше, и его масштабы все увеличиваются и увеличиваются? Прямо сейчас, если вы наберете в интернет-поиске слово «Ангара», вы узнаете, что на реке запущено четыре гидроэлектростанции, еще две или три в планах. То есть самую великую, самую красивую, самую чистую реку нашего континента (а может быть, и всего мира) превращают в несколько водохранилищ. Эти водохранилища ангарцы называют просто «лужами», потому что это совсем другая экосистема – оттуда уходит вся ценная рыба. Еще в середине прошлого века на реке ловили осетров, которые были больше самого рыбака. А что водится в лужах? Что водится в водохранилищах, кроме щук?

 

Ангарцы говорят: в озеро Байкал – чистейшее озеро нашего континента – впадают 330 рек, а вытекает одна Ангара. Мне кажется, одной этой фразы достаточно для того, чтобы мы всей страной обязаны были бы беречь эту реку. А вместо этого ее просто перегораживают!»

О философии жизни простых ангарцев:

«Есть то, что объединяет ангарцев – это осторожное, бережное отношение к тому месту, где ты живешь. Например, на рыбалке, когда им попадаются маленькие рыбки, ангарцы всегда их отпускают. То есть нет такого, что брать все – маленькую рыбку нужно отпустить, чтобы она выросла. Это вроде бы такая мелочь, но очень характерная по сравнению с тем, что у нас сейчас происходит, когда реки перегораживаются, рыба уничтожается. Это совсем другая психология – психология саранчи: все сожрать и улететь на другое место. Мы снимаем свои фильмы о других людях – маленьких людях, простых людях, но у которых другая философия жизни: жить в мире с этим миром, сохранять его, быть его частью.

Мне кажется, что сейчас, в XXI веке, пришло время человеку поменять свою философию. Я помню, как нас учили в школах, что человек – это венец природы. Хозяин природы, который должен сделать то и се, реки с севера послать на юг… Жизнь показала, что это крайне неправильная философия, что человек – не венец природы и не хозяин ее. Он – ее часть. Мне кажется, пришло время говорить об этом. Поэтому наши герои – это простые жители, которые не кончали институтов, но живут в ладу с природой. А им, как моей героине Тамаре, не дают так жить дальше. Но ведь именно эти люди несут гораздо более мудрую философию. Только следуя их философии человечество, как мне кажется, и может сохраниться как вид, а не превратиться окончательно в саранчу, перелетающую с места на место и пожирающую все ради каких-то своих сиюминутных целей…»

Подробная информация «Плотина. Нет!» - http://www.plotina.net/boges-nashestvie-saranchi/

Категория: