Общественная экологическая экспертиза забраковала проект Эксона на Сахалине

Изображение: 

Завершила работу комиссия общественной экологической экспертизы проекта доставки крупногабаритных грузов компании "Эксон Нефтегаз Лтд" на морское месторождение Одопту на северо-востоке острова Сахалин. 

Организатором экспертизы выступила общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" при поддержке российских отделений международных природоохранных организаций WWF и IFAW, а также  Тихоокеанского центра охраны окружающей среды и природных ресурсов (США). 

"Эксон Нефтегаз Лтд" планирует строительство причала длиной почти 900 м в заливе Пильтун для доставки модулей массой до 3000 тонн на буровую площадку "Одопту 2 (Северная)" в рамках шельфового проекта "Сахалин-1". Строительные работы продолжатся с июня 2014 по октябрь 2015 гг., а транспортировка крупногабаритных модулей огромными баржами планируется в течение летне-осенней навигации в 2016 – 2017 гг. Всего планируется осуществить 18 рейсов барж. Проект американская компания намерена осуществлять в самом центре основного кормового района исчезающей охотско-корейской популяции серых китов. 

Представительный состав экспертов из Южно-Сахалинска, Владивостока и Москвы, среди которых 2 доктора наук и 6 кандидатов наук, а также эксперты Международной рабочей группы по делам коренных народов и Международной экспертной группы по серому киту, в течение 2 месяцев изучал проектные материалы. После их тщательного анализа экспертная комиссия пришла к выводу, что проект строительства причала в заливе Пильтун не соответствует требованиям природоохранного законодательства России, имеет существенные недоработки по экологическим, техническим и социальным вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности, создает высокий риск чрезвычайных ситуаций. Воздействие на окружающую среду в процессе ведения работ недопустимо, поэтому проект не может быть рекомендован к реализации. 

На 34 страницах заключения эксперты обосновали более 30 замечаний и рекомендаций по повышению экологической безопасности проекта. Главный вывод экспертной комиссии состоит в том, что в связи с недопустимо высоким воздействием на серых китов охотско-корейской популяции и морских млекопитающих, обитающих в районе устья залива Пильтун, долгосрочным негативным воздействием на водную биоту залива, необходимо выбрать иной вариант доставки крупногабаритных грузов, нежели предложенный в проекте. По мнению экспертов, наиболее приемлемым представляется доставка их через существующий порт Москальво. 

"На входе в залив Пильтун расположено уникальное даже для Сахалина лежбище трех видов тюленей – ларги, лахтака и акибы, причем для последнего вида оно является крупнейшим в мире. - заявил руководитель Эковахты Сахалина Дмитрий Лисицын. -  Здесь скапливается до 1700 тюленей одновременно. Транспортировка барж и дноуглубительные работы будут вестись буквально вплотную к этому лежбищу, но Эксон  в своем проекте заявляет, что якобы никаких  особых мест нагула тюлени в этом районе не имеют! Это просто образец безответственного подхода американской компании к сохранению хрупкой сахалинской природы". 

Сегодня заключение экспертной комиссии ОЭЭ было направлено в Росприроднадзор РФ, компанию "Эксон НЛ" и заинтересованные государственные органы.