Затопленные в Баренцевом и Карском морях атомные подлодки необходимо срочно поднимать

В первую очередь необходимо поднять атомную подлодку К-27, затопленную в Карском море, и К-159, которая затонула в результате аварии в горле Кольского залива. Суммарная активность топлива в лодке К-159 в полтора раза превосходит активность всех радиоактивных отходов, затопленных в свое время в Карском море.

По словам начальник лаборатории НИЦ «Курчатовский институт» Алексея Казеннова, Россия исследует свои затопленные объекты и наблюдает за ними, в то время как, например, американцы не уделяют никакого внимания своим АПЛ, затопленным в Атлантике.

«Никто ничего не знает про американские лодки, а их состояние должно быть гораздо хуже наших затопленных субмарин, поскольку они не были подготовлены к затоплению, а затонули с повреждениями, и там наверняка много проблем», - рассказал Казеннов на Общественном совете по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области, состоявшемуся вчера в Мурманске.

С другой стороны, тот факт, что Россия наблюдает за своими затопленными объектами, не говорит о том, что она готова их поднимать. Беллона уже сообщала, что главная проблема заключается в том, что эти объекты никому не принадлежат (кроме К-159, которая принадлежит Министерству Обороны), и за них никто не отвечает.

«О необходимости подъема этих подводных лодок К-27 и К-159 говорят уже давно. И года три назад были расставлены эти приоритеты. Уже все ясно. Поэтому пора бы уже переходить к обсуждению практических проектов и делать в этом направлении шаги.  Время заседаний закончилось», - уверен Председатель Правления ЭПЦ "Беллона" (Санкт Петербург) Александр Никитин.

Атомная подлодка К-159

По словам Казеннова, именно АПЛ К-159 представляет максимальную потенциальную опасность радиационного загрязнения. Активность отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в реакторах АПЛ составляет около 5319,7 ТБк (143,8 кКи) по оценке на 2012г. и превосходит активность всех других затопленных объектов.

На подлодке отсутствуют дополнительные защитные барьеры между ОЯТ и морской средой, что увеличивает риск возможного загрязнения. Лодка затонула аварийно, и не была специально подготовлена к затоплению.

Не стоит забывать о том, что АПЛ затонула на выходе из Кольского залива, рядом с судоходными трассами и районами рыбного промысла. Последнее обследование лодки проводилось в 2007 году, на тот момент лодка была безопасна, и герметичность первого контура реактора не была нарушена.

«Все может сильно усложниться, если первый контур разгерметизируется, но его нынешнее состояние нам пока не известно. Летом состоится новая российско-норвежская экспедиция к затопленным объектам. Мы попробуем получить новые данные по этой лодке», - отметил Казеннов, подчеркнув, что лодку необходимо поднимать в любом случае, хоть это и будет гораздо сложнее в случае разгерметизации первого контура.

Объекты в Карском море

Захоронения в Карском море проводились с 1965 по 1988 год прошлого века. Там захоронено 17 000 тонн твердых радиоактивных отходов (ТРО), АПЛ К-27, реакторный отсек АПЛ 901 с двумя реакторами.

Кроме того, там затоплена экранная сборка с атомохода «Ленин» с частью ОЯТ второго реактора, местонахождение которой до сих пор не обнаружено, как не обнаружен и реактор левого борта АПЛ 421.

По данным экспертов Курчатовского Института, экранная сборка атомного ледокола «Ленин» содержит наибольшую активность, среди объектов с ОЯТ, затопленных в Карском море. Активность понтона с экранной сборкой и ОЯТ на 2012 год составляет  1196,7 ТБк (32,4 кКи), что составляет около 30% всей активности РАО, затопленных в Карском море.

Несмотря на разрушение внешней оболочки понтона, герметичность остальных защитных барьеров объекта не нарушена, и выхода техногенных радионуклидов в окружающую морскую среду пока не происходит. Тем не менее, в случае коррозионного разрушения защитных барьеров и разгерметизации контейнера, радиационная ситуация в этой части Карского моря может заметно ухудшиться.

Особый интерес представляет АПЛ «Комсомолец», которая затонула аварийно, и чьи реакторы не были подготовлены к затоплению. Это единственная лодка, из которой был зарегистрирован выход радионуклидов, поскольку произошла разгерметизация первого контура реактора.

Однако при последнем обследовании АПЛ в 2007 году было установлено, что с 1994 года концентрация радионуклидов в месте их выхода из АПЛ снизилась более чем в 30 раз.

«Эта лодка – настоящий научный стенд по исследованию поведения топлива в морской воде», - уверен Казеннов.

По его словам, обследование еще одной субмарины - К-27 проводится каждый год, и пока не обнаружено выхода радиоактивности, что дает право утверждать, что состояние защитных барьеров АПЛ К-27 за прошедший год не нарушилось. Ученый уверен, что в данном случае, можно переходить к разработке проекта подъема объекта.

"Лучше ее поднять и утилизировать, тем более, что в Гремихе сейчас есть все технологии для этого. Если не сделать этого сейчас, то в будущем ее просто негде будет утилизировать", - уверен ученый.

Риски для нефтегазовой деятельности

По мнению эксперта, необходима подробная инвентаризация затопленных в Арктике объектов, после которой нужно будет провести комплексные инженерно-радиационные обследования. После этого будет составлена едина база данных о состоянии затопленных объектов, которая ляжет в основу разработки Мастер-плана по дальнейшему обращению с ними.

«Необходимо принимать решение, политическое решение о том, что делать с этими объектами. Мое мнение – их надо поднимать, тем более, что они начинают представлять серьезные трудности для нефтегазовых проектов в Арктике», - отметил Казеннов.

По его словам, объекты в Карском море мешают буровым работам нефтегазовых компаний. Контейнеры с ТРО разбросаны по дну Карского моря, и в них легко можно попасть при бурении.

«Наши специалисты уже присутствовали при разведывательном бурении в Карском море, проводя замеры перед началом бурения каждой скважины», - рассказал он.
 

Раздел: