За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Охрана природы России, защита окружающей среды и здоровья населения – это не политическая деятельность
Российский Социально-экологический союз выступил с заявлением по вопросу присвоения ряду некоммерческих экологических организаций статуса "иностранных агентов". РСоЭС заявляет, что экологические некоммерческие организации ведут свою деятельность сугубо в интересах России и ее стабильного будущего, непременным залогом которого является здоровое население, богатые природные ресурсы и чистая окружающая среда. Эта деятельность не является политической, она осуществляется в приоритетных для государства целях, определенных законодательством, направлена на содействие реализации государственных решений.
Заявление направлено в адрес Президента РФ, в Совет по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченному по правам человека.
Заявление Россиского Социально-Экологического Союза
Охрана природы России, защита окружающей среды и здоровья населения – это не политическая деятельность
Общероссийская общественная организация «Социально-экологический союз» выражает озабоченность в связи с усиливающимся в последнее время давлением на активно действующие в области защиты окружающей среды и здоровья граждан общественные организации и их лидеров с присвоением им статуса иностранных агентов.
Используется целый арсенал средств для того, чтобы нейтрализовать организации, деятельность которых направлена на защиту конституционных прав граждан России на жизнь и здоровье: беспрерывная череда прокурорских проверок, анонимки, внесение Министерством юстиции в реестр иностранных агентов, иски в судебные инстанции.
Такому давлению за последний год подверглись следующие неправительственные организации:
«Экозащита!» (Калининград) - за призывы к ратификации Орхусской конвенции и критику проекта Балтийской АЭС (внесена Министерством юстиции в реестр «иностранных агентов»);
Байкальская экологическая волна (Иркутск) - за обращение к Председателю правительства в защиту озера Байкал (проиграны суды по оспариванию прокурорского представления о неисполнении функции иностранного агента);
Ассоциация «Партнерство для развития» (Саратов) - за деятельность по правовому и экологическому просвещению жителей районов расположения радиационно-опасных объектов (преследуется прокуратурой на основании анонимки, по сфабрикованным основаниям, суды первой инстанции по ст. 19.34 уже проиграны, наложены штрафы 400 тыс. руб.).
И еще более десятка экологических организаций получили прокурорские предупреждения о наличии в их деятельности признаков «иностранного агента».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В России принят целых ряд законов, предоставляющих общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право:
-
защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды (ст.12 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»),
-
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности (ст. 12 № 7-ФЗ),
-
участвовать «в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан» (ст. 12 №7-ФЗ),
-
осуществлять деятельность по экологическому просвещению граждан (ст. 74 № 7-ФЗ),
-
осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 68 № 7-ФЗ),
-
осуществлять общественный контроль выполнения норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности (ст. 12 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения»),
-
инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу хозяйственной и иной деятельности, которая затрагивает экологические интересы населения (ст. 19 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Обеспечение эффективного участия общественных объединений и некоммерческих организаций в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности является одной из задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных президентом России в 2012 г.
Государственное содействие экологизации гражданского общества, поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности, развитие общественного экологического контроля входят в число приоритетных задач Экологической доктрины Российской Федерации.
На государственном уровне также признано, что право граждан на охрану здоровья в первую очередь «обеспечивается охраной окружающей среды» (ст. 18 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), доступом к информации «о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии и состоянии среды обитания» (ст. 23 № 323-ФЗ). Это означает, что деятельность в области экологического просвещения и информирования граждан является приоритетным направлением обеспечения их прав на здоровье.
Исходя из этого, законодатели обоснованно исключили из сферы применения термина «политическая деятельность» осуществление общественными организациями деятельности в области охраны здоровья граждан, защиты растительного и животного мира, благотворительности, содействия развитию добровольчества и ряд других областей (ст. 2 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Более того, согласно ст. 3.1 толкования Конституционного суда России, «обязательный признак некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; такой деятельностью … является … участие … в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики» (Постановление Конституционного суда от 08.04.2014 г. № 10-П).
Именно поэтому экологическое движение России серьезно обеспокоено все явственнее проступающей тенденцией со стороны различных структур применения положений об «иностранных агентах» в целях преследования и дискредитации общественных организаций за деятельность в области охраны окружающей среды, защиту здоровья граждан, игнорируя как нормы закона, так и решение Конституционного суда России.
Клеймо «иностранного агента» создает негативную окраску деятельности общественных экологических организаций и несправедливо ассоциируется с противодействием государственным интересам, что на практике ограничивает осуществление ими деятельности, права на которую определены законодательно. В подавляющем большинстве случаев преследование организаций, деятельность которых направлена на благо России или региона, жителей всей страны или локальной территории, осуществляется различными структурами в частно-корпоративных интересах.
Мы еще раз подчеркиваем, что деятельность, направленная на реализацию государственной политики, и тем в более в приоритетных для государства целях, чем занимаются экологические некоммерческие организации, упомянутые выше, не является политической, и ведется сугубо в интересах России и ее стабильного будущего, непременным залогом которого является здоровое население, богатые природные ресурсы и чистая окружающая среда.
Мы обращаемся к Президенту РФ, как к гаранту Конституции, с просьбой остановить преследование общественных организаций, работающих в области охраны окружающей среды, и инициировать пересмотр законодательства, регулирующего статус «иностранного агента» в отношении общественных объединений и некоммерческих организаций, в целях пресечения дальнейшего использования этих норм закона в интересах хозяйствующих субъектов или отдельных лиц для устранения неугодных им общественных организаций и их лидеров, мешающих их безответственной антиэкологичной деятельности.
Социально-экологический союз - крупнейшая всероссийская сеть региональных и местных общественных экологических организаций, 23 года объединяющая неправительственные организации, занимающиеся охраной природы и защитой благоприятной окружающей среды.