БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПОПРАНИЕ ЗАКОНОВ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОЛОГИИ

Аватар пользователя wildfield

6 августа с.г. заместитель министра экологии Саратовской области выставил на голосование изменение границ ООПТ регионального значения, природного парка «Кумысная поляна», за что проголосовало 39 приглашенных министерством «дачников».

А теперь несколько слов о сути происшедшего. Ни один из существующих российских законов не  предоставляет права и полномочий ни одному субъекту власти или управления любого уровня – от главы сельсовета до президента – выставлять на голосование решение вопроса о создании или изменении границ ООПТ. А значит это – по определению – превышение должностных полномочий.  

Границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) могут быть изменены ТОЛЬКО при наличии ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Документы, которые представляются на ГЭЭ (госэкоэкспертизу) должны в соответствии с законом в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке включать материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемых действий/решений (коротко - ОВОС) и материалы общественного обсуждения. При этом на общественное обсуждение, которое проводится в рамках ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» выносятся документы, в обязательном порядке содержащие ту самую ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду). Потому как цель такого обсуждения – поиск путей минимизации негативных экологических последствий планируемых действий или решений.   

На организованных минэкологии публичных слушаниях по корректировке границ Кумысной поляны, прошедших 18 июня, стал очевидным факт, что министерство экологии не готово к общественному обсуждению: документы, представленные общественности, не имели раздела ОВОС и вообще были  переписаны частично с обследования территории 10–летней давности (когда парк создавался). Экологи предложили доработать документы, привести их в соответствие с требованиями законодательства и провести  2 этап обсуждений последствий           корректировки границ Кумысной поляны.  И были приятно удивлены сообщением, что повторное обсуждение, на которое уже никто и не надеялся, все же состоится 6 августа.

Удивление экологов, общественников и граждан объяснялось тем, что министерство за период с 18 июля по 6 августа не дало ни одного ответа по существу на информационные запросы – ни представителям экологических общественных организаций, ни СМИ, ни гражданам, ни  Общественному совету при Сароблдуме. Ни одного. Чем кстати, нарушило, как минимум 4 федеральных закона и еще невесть сколько подзаконных и ведомственных актов.

Нам не стало за это время яснее, как же именно собирается министерство корректировать границы, какие участки будут изъяты, где можно ознакомиться с картой, на которую нанесены новые границы Кумыски и точки с географическими координатами, а также хотя бы с одним ОВОС (любой давности). Зато мы получили обоснование, что материалов ОВОС нет, т.к. они якобы используют ОВОС 2008 года. Но, во-первых, представлять на госээкспертизу 2018 материалы 2008 года - это все равно, что использовать для операции УЗИ или МРТ 10-летней давности. А, во-вторых, в 2008 году материалы ОВОС также не были представлены на госээкспертизу. Это откровенная ложь. ОВОС Кумыске минэкологии не проводило ни разу! По мнению экологов, это либо проявление вопиющей некомпетентности министра Соколова, либо министр пытается срыть под некомпетентностью что-то более серьезное.

6 августа все встало на свои места. Повторные обсуждения проводились министерством экологии области не для того, чтобы предоставить общественности доработанные материалы, и подумать вместе, как обезопасить Кумысную поляну от негативных антропогенных воздействий (в случае, например, неизбежного изменения границ), а с другой, более близкой минэкологии целью: исправить недоработки администрации города, которая – следуя, между прочим букве закона – не поставила 18 июля вопрос о границах Кумыски  на голосование. В общем, целью мероприятия было – проголосовать. Чтобы отдать поскорее на подпись губернатору. Замминистра Колдаев совершенно четко ответил на замечание одного из экологов, что в документах опять отсутствует ОВОС, что обсуждается тут не ОВОС, а границы Кумысной поляны. Не материалы, представляемые на госэкспертизу (!!!), а просто - границы природного парка.

Итак, высокопоставленный чиновник областного министерства присвоил и осуществил не принадлежащие ему полномочия проводить голосование по вопросам землепользования, установлению границ какого-то объекта на территории муниципального образования. Это, как минимум, нарушение ФЗ-131. Причем голосование проведено о границах не просто какого-то объекта, в природного парка – по которому НИКОМУ не предоставлено таких полномочий. А значит это деяние подпадает под статью 286 УК РФ – превышение должностных полномочий.

Ст. 286. определяет превышение должностных полномочий как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В нашем случае в результате действий этого чиновника нарушены охраняемые законом интересы общества (думаем о Кумыске и правах саратовцев на окружающую среду, включая чистый воздух и отдых на Кумыске) и государства (поскольку протаскиваемое незаконными методами решение о корректировке границ природного парка неизбежно приведет  к отчуждению, передаче в собственность, государственных и муниципальных земель ООПТ). А еще данный маневр наносит явный ущерб репутации исполнительной власти области, а это тоже государственный интерес.

И если региональному министерству экологии не привыкать к нарушению законодательства, то для высшей в области власти, а именно, для губернатора, это должно бы быть небезразлично.  Ведь в нашей «деревне» (как мы ее ласково зовем) он все же – «гарант».

На последок хотелось бы отметить то, что призвав пришедших на т.н. слушания «дачников» проголосовать за изменение границ, замминистра Колдаев сознательно произвел их в соучастники нарушения закона.   Остаётся надеяться что Губернатор не позволит втянуть в соучастники и себя.   

И да, вернее, НЕТ: представители общественных организаций и созданных при органах власти общественных структур, экологи, гражданские активисты и просто жители города, не аффилированные с регминэкологии, не признают легитимности данного мероприятия, ввиду несоответствия его законодательству РФ, легитимности голосования и принятого таким образом решения по границам природного парка «Кумысная поляна», не признают полномочий министерства и 39 якобы «дачников» решать, можно ли раздать земли ООПТ и лишить тем самым горожан Кумыски – легких и сердца города.

Мы требуем проведения комплексной проверки министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, в первую очередь по всем вопросам, касающимся межевания, постановки на учет, использования земель и охраны природного парка «Кумысная поляна».

Мы ждем от надзорных органов РФ, включая Росприроднадзор, природоохранную прокуратуру, Генеральную прокуратуру незамедлительной реакции и реальных шагов по защите общественных и государственных интересов и сохранению природного парка «Кумысная поляна», мер по предотвращению реализации внедряемой министерством природных ресурсов и экологии области схемы передачи в частную собственность земель особо охраняемой территории – природного парка «Кумысная поляна».

Мы считаем необходимым провести проверку на наличие коррупционного сговора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области и тех самых 39 проголосовавших «дачников».

Кто-то, кроме неугомонных общественников и честных журналистов, должен защитить Кумысную поляну? Кто-то должен обратить внимание на систематическое нарушение природоохранного законодательства природоохранным ведомством, изучить ситуацию на наличие признаков коррупции, халатности, пренебрежения своими обязанностями по охране природы и в частности ОППТ, превышения чиновниками министерства полномочий и соответствие уровня их компетентности занимаемой ими должности?

 

В качестве справки

Парадоксально, но факт: министерство, в функции которого входит охрана окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранного законодательства само эти законы не чтит. А точнее систематически пренебрегает им.  Мы говорим о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области.

И связано это, как ни печально, с «распилом» земель природного парка «Кумысная поляна», ООПТ регионального значения. Вот уже почти 6 лет экологи пытаются защитить природный парк от действий … министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Того самого министерства, которое этот парк должно содержать и охранять.

На деле все 6 лет министерство, не усердствуя особо в работах по содержанию природного парка, проявляло незаурядную активность в плане получения какой-либо выгоды от владения ООПТ.  Особо огорчает тот факт, что попытки прибыльно распорядиться Кумыской начались с того момента, как кресло министра занял бывший лесник Дмитрий Соколов. За это время в процессе «уточнения границ» (2012)  значительная часть территории природного парка отошла муниципальному образованию «Город Саратов»,  предприняты попытки отдать природный парк в концессию (2017), отданы в пользование третьим лицам земельные участки, занятые лесом (с 2009 по 2018 г.г., количество и площадь участков скрывается министерством), на землях природного парка построены многоэтажные дома (2 Дачная), коттеджи (7 Дачная и пр.), вырубаются дубы, на грани исчезновения памятники природы, пропадают родники, что свидетельствует о нарушении гидрологического режима.

Но зато за это время так и не установлена охранная зона вокруг ОООПТ, землям природного парка не придан статус земель ООПТ, не установлена граница ООПТ в натуре (в виде пограничных столбов), на кадастровый учёт природный парк поставлен лишь в 2016 году и то в урезанном виде (по неточным, как признало само министерство, данным ГеоГИС). Именно благодаря этому «подарку» 10 лет раздавались земли природного парка – и городом, и областью.      

Теперь министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области решило легализовать распределение участков природного парка между заинтересованными лицами, а заодно зарезервировать участки (возможно, для будущих «отпилов»  в пользу очередного важного или нужного человека, возжаждавшего куска землицы на Кумыске или на иные нужды, типа интернет-кафе).

По сути министерство экологии области занимается фальсификацией, представляя общественности для обсуждения документ, который не может являться объектом госэкоэкспертизы, как несоответствующий требованиям, и соответственно не может выноситься на обсуждение ... Более того, минэкологии намерено продолжить свою фальсификацию и представить этот «необъект» на госэкоэкспертизу. И оно уверено, что заключение будет положительным. Ведь формировать экспертную комиссию  будет само министерство. Оно у нас многолико и многоруко: оно и инициатор изменений границ природного парка, и заказчик комплексного исследования территории и ОВОС (которых не проводилось), и организатор госэкомэкспертизы,  и контролер за сохранностью природного парка, его границ и режима охраны и … главный нарушитель всех тех законов, что должны бы сберечь для нас Кумыску.

 Вот далеко не полный список законов и правовых актов федерального уровня, которыми систематически пренебрегает министерство экологии области: законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», Приказ Госкомэкологиии №372, Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду», Постановление Правительства РФ №138 «Об утверждении правил создания охранных зон ООПТ»… А также законы, касающиеся предоставления экологической информации, обращений граждан, общественного контроля … Про НПА регионального уровня можно уже и не заикаться …