За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
По следу дракона
- Язычники поклонялись богам, воплощенным в солнце ветре, дожде, огне, земле и разных земных и водных тварях. Из последних наиболее известен культ медведя и культ змея, или ящера. Ящер был хозяином вод, подводного и подземного мира, глотающий солнце вечером и выпускающий утром.
- Особенно ретиво чтили ящера новгородцы — словене и финно-угры. Что немудрено, жили они на Ильмень-озере и зависели от милостей его хозяина — захочет, и даст рыбы рыбакам, а нет — и невод пустым останется, и лодку с рыбаками себе заберет. Да и купцам приходилось ублажать ящера — или не пропустит ладьи с товаром по реке и по озеру, зазовет, как Садко, в гости. Залегал он, по преданиям, около острова Перынь, между Ильменем и Волховом, и там же было его святилище. Здесь его идол стоял между двумя богинями - рожаницами. Приносили ящеру в жертву кур, коней и красных девиц.. Считается, что ящер мог быть одной из ипостасей Велеса — подземного бога богатства. О культе можно узнать из церковных обличений: вот русская вставка в текст греческой «Беседы об идолах» - о рыболовстве и связанных с ним магических обрядах «Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога нарицая, требу творить». О населяющих Русь змеепоклонниках писали заезжие европейские путешественники. Остались и архелогические свидетельства: в Новгороде были найдены гусли с изображениями ящеров, ритуальные ковши с ящерами, элементы домовой резьбы — морды ящеров свешивались с крыш, господствуя над водами земными и небесными.
- А не поискать ли следы культа ящера в наше время? Эта мысль пришла в Ростове Великом. Ростов — один из центров новгородской колонизации края, здесь долго вместе жили словене и меря, и стоит он на большом озере Неро — условия, благоприятные для того, чтобы культ ящера оставил здесь достаточно глубокий след. Здесь была найдена в 1996 году культовая костяная фигурка ящера, которую теперь можно увидеть в музее Ростовского кремля. И еще в Ростове в домовой резьбе вы увидите ящеров, или, как их называют искусствоведы, драконов. Недалеко от Ростова вы увидите ящеров в Переславле-Залесском и Борисоглебском.
- Итак, домовая резьба — именно в ней мог остаться след новгородского ящера-дракона. Дело в том, что домовая резьба несет в себе функции оберега, и сохраняет очень древние образы. Само по себе дерево недолговечно, но традиция, образы и — лекала — передаются через поколения. Подробно разбиравший значение домовой резьбы известный историк Б.А.Рыбаков писал о возможных «мерянских» и «славянских» типах наличников, выделял символы солнца, вод, богинь-рожаниц, богини — хозяйки леса, и головки ящеров внизу наличников.
- Однако для новгородцев — словен и финно-угров - ящер был явно больше, чем просто символ ночного времени, судя по археологическим находкам, так что и в домовой резьбе в определённом регионе он мог занимать более существенное место.
- Если мы обратимся к Ростову, мы увидим Сюжет первый - «..Крокодил солнце в небе прголотил»:
- Драконы-ящеры наверху наличника. Часто между двумя тварями или под ними находится солнце. Но почему драконов — два? Рыбаков объясняет это раздвоением зрительного образа — поглощение солнца вечером на западе и изрыгание с утра на востоке, то есть восточный и западный драконы. Нахождению драконов наверху наличника есть два объяснения. Вв какой-то момент ящер стал хозяином небесных вод. Ночь представлялась более опасной, чем день и, скорее всего драконы стерегут именно ночное солнце - оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов.
- След ящера следовало искать там, где было возможно совместное проживание новгородцев с племенами меря, у которых могли быть схожие представления — то есть там, где были условия для долгого сохранения образа.
- Новгородская колонизация края шла по рекам Медведице и Волге, и проходила по историческим мерянским землям. Если нанести на карту ящеров — драконов, отснятых в Тверской области, то видно, что «живут» они на наличниках Конаковского, Рамешковского и Кимрского районов. К сожалению, Тверская область значительно пострадала во время войны, поэтому насколько далеко ящеры уходили на запад, мы вряд ли узнаем. То же можно сказать и о Новгородской области.
- Сюжет второй - «две женщины»
- На фотографиях, снятых в Тверской области, ящеры могут быть похожи и на змеев, и на коней. Однако всё же и у змееобразных ящеров есть намёк на конечности. По сторонам от ящеров находятся две стилизованные женские фигуры, описанные Рыбаковым как две богини-рожаницы. И этот сюжет в точности совпадает с расположением идолов на новгородском перынском капище — фигура ящера в центре и две богини.
- Мы отправились в путь, чтобы самим высянить, где же всё-таки по Руси прополз и оставил след древний ящер, а также чтобы собрать различные возможные варианты драконьих сюжетов и драконьих форм. Конечно, поехали мы уже имея некоторые предварительные данные — снимки, сделанные энтузиастами из ЖЖ-сообщества nalichnik_ru. Нанесение их на карту показало, что «пояс дракона» проходит через районы Тверской, север Московской, Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области.
- Самый что ни наесть драконий край Московской области - Талдомский район, где через Кимры из Тверской области продолжается драконий пояс. К сожалению, здесь драконов, как и прочую домовую резьбу довольно быстро стирает с лица деревень сайдинг. Многое, что было снято в прошлые годы, уже перестало существовать. Однако здесь всё ещё можно встретить варианты - «драконы с рожаницами» и видимо, собственно талдомский, который правда, встречается и в Кимрах. Это навершие из стилизованнных змееподобных существ, под ними как бы под крышей — солярный знак или заменяющий его орнамент, и по бокам — весьма реалистичные драконы. Иногда они заменяются птицами, иногда попадались фигурки рожаниц. Из тех хозяев, кого удалось опросить, в деревнях нам говорили, что мужики сами себе дома строили и сами наличники резали. Даже в одной деревне при схожести сюжета видно, что наличники делались разными мастерами. «При царе ещё делали... а теперь таких и мастеров нет», - сказали нам в деревне Бабахино.
- В Вербилках драконы обнаружились на купеческом доме. Это довольно любопытно, ведь многие купцы были достаточно суеверны... Интересно, что веков 12 назад ящер-Велес заведовал богатством — купцы клялись Велесом, да и легенды говорят о том, что драконы стерегут клады и водные источники.
- Правда, не все стремятся к тотальной сайдингизации жилища. Ирина Африкановна Герасимова из деревни Квашонки рассказала, что дому около 120 лет, и что ей для того, чтобы сделать новые наличники по образцу старых, придется приглашать мастера из Вологды, потому что местный мастер такого не умеет, а раньше всё сами делали.
- В Нерли обнаружились характерные для Тверской области «драконики» на наличниках одного дома. На наличниках другого дома в центре господствуют ящеры, а под рожаницами мы видим громовые знаки. Так что может быть, драконы всё-таки охраняли дом и от молнии...
- Если ехать от Нерли к Угличу, то первые чётко читаемые ящеры с рыбообразным телом появляются в Юрьеве. Там же обнаружился другой интересный наличник — очень стилизованные змееящеры на навершии, и солнце между двумя рыбами. Рыбы заняли традиционное для драконов место, что подтверждает связь изображений ящеров с водной стихией и рыболовством.
- В самом Угличе нам попались уже классические драконы с рожаницами и солнцем внизу. В этом городе верх наличников с ящерами имеет форму не только крыши, но и небосвода. Привлёк внимание следующий сюжет: стилизованные ящеры и птицы у древа жизни на месте солнца. Возможно, птицы здесь не просто заменяют слнце, но также указывают на господство ящера над водами земными и небесными. И ещё встретились стилизованные, но всё же читаемые целующиеся драконы. Так что про себя мы Углич так и окрестили — город целующихся драконов.
- А наш путь лежал дальше по следу дракона — в леса и болота... деревня с многообещающим и намекающим на языческие времена названием Дивная гора удивила не только «классикой» — драконы и рожаницы — но и ящерами, которые скорее напоминали щук (опять рыбная тема!).
- Здесь стоит остановиться и рассмотреть новые черты — на месте солярного знака можно было увидеть третью женскую фигуру — возможно, это и есть богиня-река? Если вспомнить новгородское капище, которое стоит на Волхове, то окажется, что сама река и есть третья богиня. Именно поэтому и на наличнике третья фигура оказывается ниже, как бы под крышей или небосводом. Такая же третья женская фигура под драконами ждала нас и в Петряевке — маленькой деревне, где нас приняли весьма радушно и даже предложили заночевать.
- Кстати, еще мы для себя отметили, что у драконов начали «отрастать» языки, на языках и хвостах появляются стрелы . Возможно, это «подарок» от лубочного Змея-Горыныча. Но еще стрела, пронзание имеют фаллический смысл — ведь ящер «отвечал» за плодородие, которое обеспечивает вода, и не зря ему в жертву приносили девушек.
- Следующее же утро было нами посвящено Тутаевским драконам, Романовской стороне. Вопреки утверждению местного жителя, что «никаких змеев и драконов у нас на наличниках нет, потому что мы христиане», эти самые ящеры ухмылялись с наличника на следующем же повороте. И около их хвостов были громовые знаки! Здесь драконы живут не только на наличниках, но и забираются под крышу дома, сами или вместе с солярным знаком. Устойчиво на наличниках присутствует третья женская фигура под крышей или небесным сводом.
- По дороге на Нерехту через Ярославль мы встретили змееобразных ящеров в Пшеничище и Туношне, а толстые на коротеньких ножках, хвостатые и языкастые твари из под крыши в Бурмакино напоминали саламандр. Они, как и положено, стерегли ночное солнце, которое находится ниже их.
- Нерехта Костромской уже области по праву может считаться логовом ящера, это место встречи разных форм и традиций изображения фантаситических тварей. Именно здесь можно увидеть различные переходные формы — от ростовско-ярославских натуралистичных до переходящих в растительные формы, можно даже увидеть как голова дракона переходит в колокольчик, тело — во вьюн. Цветочные драконы живут и в деревне Коточижовки, на границе Ярославской и Костромской областей. Жители говорят, что дома — старые, резьбу выполняли сами.
- В Костроме, в Ипатьевской слободе, на деревянных улицах около монастыря мы встретили и драконов с рыбообразно-саламандровым телом, и более извитых. Прямо как в альбоме «Аквариума» Кострома Mon Amour - «а снизу плывёт морской змей»... Один из переулков можно было бы так ин назвать «Драконий». Из шести домов три — с ящерами. И все разных мастеров. При этом они могли быть и с двумя рожаницами и женской фигурой под небосоводом, так и с одной женской фигурой. На одном из домов они не то срослись языками, не то их держит очень стилизованная женская фигура. Драконы присутствуют и в самом городе, на зданиях стиля модерн, но это уже несколько иная история.
- Вдоль берега Волги продолжили мы свою погоню за драконами в сторону Ивановской области. К сожалению, большая часть деревень превратилась в дачи. Ящеры, в том числе, рыбообразные, обнаружились в Приволжске, куда мы заехали набрать воды в Тихвинском святом источнике. Вода действительно вкусная и бодрящая, и была очень кстати на исходе очередного дня драконьих скачек...
- Последний день экспедиции начался в Тейково, и сразу удачно — драконы фактически сами на нас напали на первой же улице. В ряд стояли три красивых дома — два с драконами, один с глухой резьбой. Ещё большее удовольствие доставило общение с хозяйкой драконов. Диалог начался как обычно: «А что это вы фотографируете?» - «Да вот, наличники у вас красивые». «А дом-то старый» - «Да, да весь наш род в нём давно живёт» - «А резьба?» - «Да когда строили — пра или прапрадед сам и резал»...А дальше пошёл разговор о содержании наличников - «А на наличниках то кто изображён?». Тут хозяйка похоже за долгие годы внимательно посмотрела на свои наличники и искренне удивилась «Ой, да нешто драконы???!!!». А потом посмотрела на соседний... «Ой, да нешто у Славки тоже драконы???!!! Пойдём глянем!!! А мои-то лучше, у меня ещё и голубочки». Что правда, то правда, голубочки под небосводом — традиционный ивановский мотив. «У Славки» же по бокам были петухи, которые чем-то напоминали талдомских. А ещё хозяйка — уже очень пожилая женщина — переживала, что наличники давно не крашены... И это одна из общих проблем — как содержать и сохранять это очень на самом деле хрупкое богатство... При выезде из города нам встретились накладные драконы, чем-то похожие на волков, под небосводом.
- Драконы села Устье были очень похожи на книжных, возможно, именно они и послужили прообразом. А вот в селе Яксаево нас встретили не только драконы, но и львы. Пожилая, но с юмором хозяйка, засомневалась - «неужто из Москвы... что то не похожи вы на московских-то»... А дом, где наверху очень стилизованные, только по открытым ртам опозанаваемые ящеры соседствуют со львами, строили в 1927 году. В другой части деревни, на противополжном берегу речки, ящеры были не только на наличниках, остатки саламандрообразного существа нашлись над крыльцом.
- Однако как далеко в Ивановской области драконы уходят на запад? Игрищи показалось достаточно привлекательным названием, несшим на себе несколько языческий отпечаток. И действительно, драконические мотивы в нём были. Но всё это меркло по сравнению с увиденным в соседнем Константинове. Огромное, выполненное в технике глухой резьбы солнце. Сверху — два ящера и три женских фигуры... Увы, дом брошен и его разбирают по брёвнам.
- Возможно, Константиново и есть один из западных драконьих форпостов в Ивановской области. Во всяком случае, пока мы двигались по направлению к Юрьеву-Польскому, нам они больше не встречались...
- Понятно, что по итогам данной разведки можно сделать лишь предварительные выводы, но мы уже увидели несколько устйчивых сюжетов. Они тяготеют к определенным областям, но при этом сосуществуют и переходят друг в друга, также, как и разные варианты изображения самих ящеров. Есть непрерывность и последовательность, которая привязана к бассейну Верхней Волги, совпадая с направлением новгородской колонизации.
- Наверно, стоит выделить несколько дней для того, чтобы проехать примерно этим маршрутом с фотоаппаратом, заезжая в лежащие в стороне от трассы деревни, чтобы самим увидеть следы прошлого — драконов, рожаниц, вещих птиц и древа жизни — и, возможно, самим совершить собственные маленькие открытия...
Автор:
Раздел: