Многолетний климат общения

Результаты непростой Сессии Вспомогательных органов РКИК ООН в Бонне

25 мая в городе Бонне (Германия) завершился первый после Дурбана тур переговоров ООН по вопросам изменения климата. Встреча была посвящена разработке нового соглашения, которое должно быть готово к концу 2015 года, а вступить в силу уже с 2020 года. Первые шаги сделаны, но «глобального потепления» в переговорных отношениях пока не предвещается. Что было достигнуто и что явилось яблоком раздора для взаимных соглашений? 

В течение двух недель представители стран вели переговоры в пяти вспомогательных органах Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК). Разработанные проекты решений будут рассматриваться уже на следующей Конференции ООН по климату в ноябре-декабре этого года, которая пройдет в столице Катара - городе Доха. Напомним, что решение о подготовке нового соглашения по вопросам глобального потепления было принято на конференции ООН в декабре 2011 г. в Дурбане, ЮАР. Наибольшее внимание на этот раз было приковано к началу работы новой Специальной Рабочей Группы по так называемой Дурбанской платформе (ДП). За несколько лет именно она должна подготовить новое соглашение, а также усилить действия по снижению или ограничению выбросов всех стран.

По мнению различных экспертов, суть споров в переговорах касалась вопросов о том, нужно ли придерживаться основных принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола и достигнутых на предыдущих переговорах договоренностей. А также о том, следует ли всесторонне претворять в жизнь договоренности, достигнутые на конференции в Дурбане. Переговоры шли под влиянием трех доминирующих аспектов: насколько и кому снижать выбросы парниковых газов, кому, сколько и когда за это платить, а также в какой степени это будет обязательно. Последний аспект является, как раз, правовой формой нового глобального соглашения.

Проблема разделения на Приложение 1 и не Приложение 1

Главным моментом встречи в Бонне была борьба за положение Дурбанской платформы о единых действиях всех стран без разделения на Приложение 1 и не Приложение 1. Напомним, что Киотский протокол Конвенции ООН по изменению климата содержит набор обязательных по закону норм выбросов для промышленно-развитых стран. Страны Приложения 1, ратифицировавшие Протокол, были обязаны к 2008-2012 году снизить свои выбросы, по крайней мере, на 5 % от уровня 1990 года. Большинство стран, не включенные в Приложение 1,  являются развивающимися странами. В рамках Дурбанской платформы подобное разделение безнадежно устарело и приводит к сильным перекосам, не дающим возможность принимать решения, адекватные реалиям развития мировой экономики.

Следует отметить, что за единые действия были все развитые страны. За сохранение разделения выступали Китай, Индия, арабские страны, а также большинство развивающихся стран (в сумме около 40 стран), которым такое разделение выгодно.

Трудности с выработкой повестки дня

Первая трудность заключалась в том, что вполне уже «взрослые» страны отказываются брать на себя большие обязательства. Ряду богатых развивающихся стран пора уже считаться развитыми и нести ответственность и за снижение выбросов, и за финансовую поддержку наиболее слабых стран. Китай и Индия – главные источники роста глобальных выбросов. Прохождение пика выбросов и их дальнейшее снижение почти исключительно зависит от них и еще ряда крупнейших развивающихся стран. Однако Китай и Индия пока стараются сохранить статус стран без обязательств или, по меньшей мере, выиграть время. В итоге они всеми силами пытались возвести старые барьеры на новой площадке. Этим во многом объясняются сложности с принятием ДП повестки дня будущей работы.

Вторая трудность выработки повестки дня заключалась в попытке принизить важность действий по снижению выбросов. Однако эта проблема была решена: одним из важных шагов на переговорах в Бонне стала договоренность о том, что все вопросы о снижении выбросов будут вынесены в отдельный (второй) пункт повестки дня, а первым пунктом стала выработка нового соглашения.

Дурбанские тандемы

Странам было крайне сложно прийти к согласию по кандидатурам председателя. Согласовать их так и не удалось, и в итоге в конце последнего дня работы был найден компромисс. Председательство было разделено по годам, каждый год будут два новых сопредседателя – от развитых и от развивающихся стран, а третий член бюро – докладчик ДП – будет поочередно избираться от этих двух групп стран. До середины 2013 года сопредседателям избраны представители Норвегии и Индии, а докладчиком является представитель России (Олег Шаманов).

Проблема квот

Одним из острых вопросов на переговорах был перенос так называемых единиц установленного количества (ЕУК) выбросов парниковых газов, «которые так никогда и не произошли». Решение о возможной компенсации странам, чьи квоты могут «сгореть» во втором периоде обязательств Киотского протокола (КП), пока не найдено. Имеются два  полярных мнения. Предложения AOSIS (группы малых островных государств), африканских стран и Бразилии фактически сводят перенос ЕКУ к нулю. Украина и Россия настаивают на полном переносе квот, как это и было решено ранее, перед началом действия Киотского протокола.

Переговорные достижения и будущее Киотского протокола в России 

Разработанные решения готовы к утверждению на Конференции сторон (КС-18), что вселяет уверенность, – в Дохе они будут приняты. Полностью подготовлены все вопросы Национальных планов адаптации развивающихся стран (NAP): теперь положения расширены, а также расширена и сфера охвата стран. Достигнуто полное согласие по мониторингу лесов в рамках программы ООН «Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов» (Reducing Emissions from Deforestation and Forest Degradation, REDD+). Также имеется прогресс по MRV (измерение, отчетность  и  верификация) - это второй почти готовый документ по REDD+.

Потенциально важным для России и других стран Восточной Европы может быть проект решения КС-18 по действиям в рамках Статьи 6 Конвенции (образование, просвещение и формирование научно грамотного общественного мнения). Если программа будет готова, а она подготовлена на 80%, то ее примут в Дохе. Для России принятие программы не столь существенно, главное – принцип финансирования, где убрано указание на «страны не Приложения 1». Стоит отметить, что возможность исключения данного указания появилась благодаря заслуге делегации Украины, активно отстаивающей позицию о том, что страны с переходной экономикой должны иметь возможность финансирования климатического просвещения.

Руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин считает: «Киото-2 превращается в весьма ограниченный механизм экономического сотрудничества стран Западной и Восточной Европы и развивающихся стран. Отказ от участия в нем других развитых стран не удивителен, Киото-2 сулит им скорее убытки, чем приобретения».

Россия отказалась участвовать во втором периоде Киотского протокола. Многим участникам переговоров, по замечанию аналитиков, было не понятно такое решение, ведь для многих Россия является серьезным конкурентом. Больше того, теперь неясно, что будет с миллиардами тонн ЕУК которые, по всей видимости, никуда не будут перенесены.

Фото - http://picture alliance /dpa

Раздел: