За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Горячий воздух России
Европейские государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами глобального климата, начинают с опаской поглядывать на огромный запас квот на разрешенные выбросы парниковых газов, накопленный за последние годы в России, так как он способен пошатнуть мировой баланс ограничений. В то время, как Европа, благодаря жестким рамкам Киотского протокола вынуждена значительно снижать свои выбросы, Россия, не делая ровным счетом ничего, автоматически пополняет свою копилку нерастраченных квот, которую эксперты оценивают уже в миллиарды долларов. Эти потенциальные миллиарды страна начала получать с той самой минуты когда она подписала киотский протокол в 2001 году.
Причину сложившейся ситуации следует искать в 1990 году, когда в рамках реализации требований Киотского протокола велись подсчеты выбросов парниковых газов и распределялись квоты между государствами. Напомню, этот договор предусматривает восьмидесятипроцентное сокращение выбросов с 1990 по 2050 год. Распределение квот произошло за 23 месяца до развала Советского Союза и резкого упадка российской экономики, в результате чего выбросы парниковых газов упали в связи с сокращением производства. В результате Россия, другие государства бывшего СССР, а также бывшие социалистические страны Восточной Европы после подписания Киотского протокола оказались бесплатно обеспечены огромным запасом квот, поскольку выбросы в них значительно снизились по сравнению с 1990 годом. Более того, тенденция к снижению выбросов за счет сворачивания производств, а не за счет усовершенствования технологий в них продолжает сохраняться.
По данным Международной ассоциация торговли эмиссионными квотами, сейчас Россия обладает запасом разрешений на выброс 4-5 миллиардов тонн, а ее бывшие спутники еще примерно половиной этого количества. Наиболее солидным резервом среди них обладает Польша. Формально говоря, ситуация вполне соответствует требованиям Киотского протокола, так как в результате экономического коллапса 90-х в странах бывшего социалистического лагеря выбросы сократились и до сих пор продолжают снижаться, а сохранённые квоты становятся выгодным товаром. Европейские биржевики называют эти квоты Единицами Установленного Количества (ЕУК) или попросту “горячим воздухом”.
Российский «горячий воздух» оказался в центре внимания общественности и официальных лиц в связи с тем, что за последние полгода благодаря демпинговой политике государства, цена на выбросы диоксида углерода снизилась до 5-7 евро за тонну. Тем временем, по подсчётам экономистов, инвестировать в возобновляемые источники энергии, способные заменить традиционные природные ископаемые, становится выгодно лишь когда цена выбросов превышает 50-60 евро за тонну. Таким образом горячий воздух России завис над международными договорённостями дамокловым мечом. Хотя европейская промышленность и не может самостоятельно закупать ЕУК, этой возможностью могут пользоваться правительства всех стран, подписавших протокол, включая Японию и Новую Зеландию. Излишек российских квот, согласно последнему докладу рабочей группы Ассоциации инвесторов рынка квот парниковых газов, “представляет существенную угрозу функционированию рынка и подрывает уверенность в нем, в то время как ситуация требует роста инвестиций в сокращение выбросов загрязнений". По словам Исаака Валеро, сделавшего в Европейской Комиссии доклад по климату, возможно два пути стимулирования роста цен в рамках структурной реформы рынка квот. Первый - непосредственно вмешаться в рынок и изъять из Европейской торговой системы, самого крупного в мире рынка квот, льготные разрешения на миллионы тонн отходов, что автоматически сделает «горячий воздух» более дорогим. Другой вариант предлагает вообще убрать систему измерения квот в ЕУК начиная с 2013 года одновременно со вступлением в силу второго периода Киотского протокола, что также существенно понизит ценность российского горячего воздуха.
Предложение убрать ЕУК уже вызвало горячие споры среди европейских стран. В декабре, во время переговоров по климату в Дубае, оно было поддержано большинством членов Евросоюза, но резко отвергнуто Польшей, которая, как и Россия, зависит от ископаемого топлива. В апреле Польша предложила разрешить странам Восточной Европы использовать собственный запас квот, чтобы помочь им вписаться в границы норм по выбросам. Однако другие восточноевропейские члены ЕС к польской инициативе не примкнули, опасаясь, что тенденция снижения цен на выбросы парниковых газов в таком случае сохранится и разрушит способность рынка стимулировать возобновляемое энергопотребление. Однако для России принятие Европейской Комиссией польского предложения будет означает подтверждение законности накопленных ею ЕУК, а так же потенциальную возможность продавать их на развивающихся рынках выбросов в Корее, Китае или где-нибудь еще.
Перевод: Ирина Константинова/Экорепортёр