За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Пожары в Томске: людей хватает, но человеческие возможности не безграничны
Коллеги из Авиалесоохраны прислали ссылку на статью "Новой газеты". Прямая ссылка на источник: http://www.novayagazeta.ru/society/53830.html.
Людей хватает, но человеческие возможности не безграничны
Наш спецкор Зинаида Бурская (по телефону) передает из горящей сибирской тайги
Фото Михаила Миронова
В лесах Томской области действует режим чрезвычайной ситуации, но паники среди населения нет. Люди, привлеченные к тушению пожаров, работают самоотверженно. К ним не может быть никаких претензий. Вопросы есть к руководителям, в том числе — к МЧС.
Чартерным рейсом, организованным специально для переброски десантников и парашютистов-пожарных Федерального резерва Авиалесоохраны, мы вылетели в Томск. Несколько тонн груза еще осталось в «Домодедово»: снаряжение для автономного существования лагерей, генераторы, мотопомпы, ранцевые огнетушители, личные вещи — все просто не поместилось на борт. Часть груза полетела в Томск следующим рейсом, а ребятам из резерва пришлось ночевать прямо в аэропорту, чтобы утром встретить и рассортировать груз. Присутствовало, конечно, ощущение бардака, но пожарные отнеслись к происходящему очень спокойно — как к давно привычному. Многие работают на пожарах в разных регионах страны с апреля, за это время дома они пробыли максимум неделю.
В самом Томске — достаточно дымно. Однако запах гари сильно отличается от того, что был в Москве в 2010-м, — здесь остро чувствуется, что горят хвойные породы. Но уже в воскресенье утром поменялся ветер, и дым из Томска утянуло. Сейчас опять меняется погода — становится немного прохладнее, но запах гари и задымленность возвращаются.
На Томской авиабазе охраны лесов, которая занимается тушением пожаров, никто не скрывает — пожаров много (по последним данным, 26), площади — немаленькие: горит больше 8 тысяч гектаров. Но в том числе благодаря привлечению сил Федерального резерва Авиалесоохраны людей в целом хватает. Работает авиация МЧС: три вертолета Ми-8, их используют для доставки людей и грузов на пожары и небольших сбросов воды, Ми-26, три самолета Ил-76 (может взять на борт до 42 тонн воды) и три самолета-амфибии Бе-200. Еще задействованы два вертолета Ми-8 Министерства обороны, кроме того, работает пять воздушных судов, зафрахтованных Томским отделением Авиалесоохраны. На пожарах заняты 1041 человек, из которых более 200 из Федерального резерва Авиалесоохраны (создание которого стало едва ли не единственным реальным действием после лесных пожаров 2010 года). Количество людей и техники — в целом достаточное, и вряд ли сейчас где-либо еще в России задействовано больше. Поражает ответственность и жесткая, но не армейская, дисциплина пожарных — ни криков, ни ругани, ни понукания. Люди четко и быстро выполняют свою работу, их не нужно заставлять.
В понедельник на вертолете Ми-8 нас забросили на тушение — приблизительно в ста километрах от поселка Бакчар. Выгрузились на подсохшее болото. Первоочередная задача — определить место лагеря и подготовить площадку для посадки вертолета. Сам пожар — довольно крупный, но при установившейся относительно безветренной погоде интенсивно не распространяется. За полтора дня ребята окопали кромку, которую притушил небольшой дождик, и сделали отжиг. Все было штатно. Бывает и по-другому.
Вместе с нами вертолет забирал еще одну группу. Ребята рассказывали, что подготовленный ими лагерь, несмотря на все меры предосторожности, накрыло верховым пожаром. Спасаться пришлось в ближайшей речке. На пятый день у них закончились продукты, но вертолет не мог доставить груз из-за сильного задымления. Доставить необходимое удалось только на восьмой день, а вчера их вывезли на отдых. Хотели дать несколько дней выходных, но пожарные уже спрашивают, когда же опять на тушение.
То, что бросилось в глаза: большие трудности в общении между Авиалесоохраной и МЧС. Работать грамотно на лесных пожарах эмчеэсовцы, как правило, не умеют, но среди них тем не менее периодически находятся большие руководители, которые пытаются управлять процессом. Из-за этого бывает много мелких неурядиц, неувязок и проблем. Но надо признать: как бы странно ни вело себя руководство МЧС, рядовые сотрудники, экипажи на вертолетах и самолетах выкладываются по полной. Экипаж «нашего» Ми-8 за все лето был дома буквально пару дней. В Томской области работают больше 40 дней, без праздников и выходных. Вот только возможности человеческие не безграничны. И уж совсем ограничены финансы…
Возникновение пожаров здесь, в Томской области, как и во многих местах, связано с человеческим фактором. Если весной проблемы возникали из-за сельскохозяйственных палов, то сейчас это обыкновенные непотушенные костры и высокие температуры. Что характерно, о царящей здесь аномальной жаре было известно заранее. Зимой практически не было снега, реки обмелели настолько, что возникли проблемы с навигацией. Уже в марте-апреле было понятно — может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Дожди по-прежнему обходят Томскую область. На данный момент температура воздуха немного упала и продержится на этом уровне несколько дней. Это как раз тот важный момент, когда ситуацию с пожарами можно взять под контроль.
Вообще же Томская область не горела уже давно. Местные жители сравнивают нынешнюю ситуацию с пожарами 1982 года, когда для тушения стягивали силы со всего Союза.
В конце прошлой недели с визитом в Томск должны были прилететь руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и глава МЧС Владимир Пучков. Но из-за скопившегося дыма самолет приземлился в Кемерове, откуда их доставил автомобиль. После отлета высокопоставленных гостей дым над городом рассеялся, и местные теперь шутят, что Онищенко с Пучковым до начала осенних дождей лучше летать по Сибири безостановочно — природа их явно боится.