Нам бы дамбы?

Губернаторы Омской, Тюменской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа объявили о создании рабочей группы для решения проблемы обмеления реки Иртыш, протекающей по территории этих регионов. Власти территорий планируют разработать концепцию по повышению уровня воды в реке через строительство дамб на Иртыше и работы по углублению русла…

Не все реки текут

Сибирским рекам не везет: идея вторжения в их привычное течение преследует ученые умы с конца 19 века - впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был разработан выпускником Киевского университета Я. Г. Демченко в 1868 году. В 90-х года прошлого века проект Минводхоза СССР по переброски части стока северных рек в бассейн Волги вызвал бурю протестов в среде интеллигенции и был закрыт. В 2009 году в ходе визита в Астану Юрий Лужков представил свою книгу «Вода и мир». Во время презентации книги Лужков снова высказался в поддержку проекта по переброске части сибирских рек в Центральную Азию…

До внедрения грандиозных планов ученых и политиков дело не дошло, но в последние годы вдруг возникла проблема обмеления Иртыша. Из-за недостаточной водности реки около пяти лет назад было прекращено грузовое судоходство между Омской областью и Казахстаном. Мелеть Иртыш начал даже без вмешательства рационализаторов – об этой угрозе давно твердят климатологи: степная зона начала постепенное смещение на север, меняется годовой сток рек, наступают более продолжительные периоды маловодности…

Информационная служба Правительства Омской области сообщает, что снижение уровня речных вод негативно сказывается на экономике и экологии регионов, сокращает сроки навигации, осложняя выполнение северного завоза. Кроме того, обмеление Иртыша ведет к снижению объема речных поставок продукции омских предприятий на север. углублению русла.

"Сейчас 30% переработки омского нефтезавода идет в северные территории. Если не предпримем каких-либо мер против обмеления, может остановиться снабжение севера. Потому что сегодня очень серьезно встает вопрос понижения уровня рек. Эту проблему нужно решать в ближайшее время", - говорит губернатор Омской области Виктор Назаров.

По сообщению Правительства Омской области, в прошлом году началось строительство омского гидроузла, который должен частично решить проблему обмеления реки и поднять ее уровень на 1,5-2 метра. Кроме того, низкий уровень воды мешает вывозить топливо с омского нефтезавода в северные области страны. Гидроузел должен обеспечить нормальные условия для судоходства, улучшить санитарное и экологическое состояние реки. Планируется, что строительство будет завершено к 2014 году. Гидроузел будет располагаться в районе села Красная горка, на 1813 километре от устья реки Иртыш. Общая стоимость объекта - 9,3 миллиарда рублей.
Однако представители местной экологической общественности не считают строительство дамб решением проблем. "Плотина только создаст дополнительные проблемы для окружающей среды и местного населения - говорит председатель правления некоммерческого партнерства "Экологический комитет", член Бассейнового совета Иртышского бассейнового округа Сергей Костарев. - Если дамба будет построена, то это приведет к еще большему падению уровня реки ниже Омска".

Детали от экспертов

Сергей Костарев предлагает рассмотреть ситуацию в деталях: какой её видят идеологи гидроузла и такой, какой она является на самом деле.

Деталь 1. Утверждают, что воды в Иртыше мало, наши азиатские соседи на неё зарятся, и нам воды может не хватить. В действительности, Омская область потребляет меньше одного процента стока Иртыша, и даже если Китай с Казахстаном заберут всё, что хотят, нам будет хватать и двух процентов воды. И этого более чем достаточно.

Деталь 2. Для транспортной устойчивости региона нужно развивать судоходство, но для этого надо поднять уровень в реке (хотя бы на 2 метра). Поднять, конечно, нужно, но перегораживать движение при этом очень опасно. Любой шлюз будет повышать стоимость перевозок, а в Омске шлюз окажется между причалами в городе Омске и основными потребителями транспортников (северные районы Сибири). Вряд ли это прибавит конкурентных преимуществ нашим транспортникам.

Деталь 3 (дополняющая Деталь 2). Уровень воды в реке падает, водозабор для Омска "оголяется", поэтому надо поднять уровень. Надо сказать, что уровень в реке действительно падает. Причины здесь следующие: снижение попусков воды Казахстаном и добыча песка из русла Иртыша. Какая из этих причин сильнее влияет на уровень ещё надо изучать. Многие специалисты считают, что именно добыча песка из русла для строительных целей. Но надо ли тратить девять миллиардов рублей на то, чтобы водозаборы лучше работали? Вряд ли. Значительно дешевле переоборудовать забор воды, углубив его на 2 метра, а ещё лучше - прекратить забор песка и уровень сам поднимется, не зря же слово «иртыш» переводится как «пескорой» - он очень быстро наносит новые тонны песка.

Деталь 4. Надо создать место отдыха на реке для омичей, которые будут любоваться водными просторами. Абсолютная неправда. И сейчас в Иртыше нельзя купаться из-за загрязнения, а уж при задержке стока ниже Омска, вся грязь с его территории так и будет стоять перед нашими глазами. Что-то не очень верится, что горожанам это понравится. А может и река загнить, как это бывало, например, летом 1967 года на Оми. Тогда реку «промыли», устроив временную плотину и взорвав её. Примерно тоже предлагают делать разработчики и с Иртышом: "А мы откроем шлюзы - и промоем всё русло". Но человек знающий сразу скажет: Иртыш не Омь, и сбросить 1,5 кубических километра воды в русло Иртыша возле Нефтезавода - очень опасная затея. Да и зачем же тогда плотина, если постоянно надо будет промывать русло, т.е. снижать уровень? Так и будут стоять поднятыми заслонки инженерного шедевра за девять миллиардов рублей?

Повернуть не удалось. Построим дамбы?

«Десяток лет назад, когда довелось руководить российской частью проекта по Иртышу, были мы с представителями органов власти нашего региона на стажировке во Франции – рассказывает Сергей Костарев - смотрели до чего дошли лучшие водные управленцы. Посещали шлюзы на реке Рейн, что на границе Франции и Германии, изучали как регулируется уровень воды. Приходилось и позже бывать на крупных европейских реках, видеть огромные металлические сооружения - шедевры инженерной мысли. Мы восхищались, а нам специалисты говорили: только вы не делайте ничего со своими реками, а то придётся несладко. Мы недоумевали поначалу, но потом убедились, что слова эти были не пустыми советами, и год за годом развитые страны разбирают свои плотины и дамбы, пытаясь предоставить рекам свободу жизни»…

«Больше простора реке» - такое название носит один из европейских водных проектов. «Возвращенные рекам природные условия позволяют снимать проблемы катастрофических наводнений и маловодности - доказывают ученые Европы. Противники дамб во всем мире уверены – все проблемы рек возникают от крупных плотин.

Сибирские экологи уверены: строительство дамб на Иртыше – тупиковый путь. Казалось бы, чего проще – прекратить отбирать у реки песок? Но нет – планирование хозяйственной деятельности у нас очень сложный процесс. До того сложный, что интересы строительные и судоходные словно находятся в разных плоскостях и реальностях. В мирах, которые никогда не пересекаются и не укладываются в комплексные планы региональных властей. Нам бы дамбы?

Раздел: