За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
"Пожарные" итоги лесного Госсовета: правильные поручения даны, остается добиться их исполнения
Оригинал взят у ayaroshenko в "Пожарные" итоги лесного Госсовета: правильные поручения даны, остается добиться их исполнения
В течение нескольких лет Гринпис России добивался двух важных изменений в сфере пожарной безопасности на природных территориях: во-первых, искоренения лесопожарной лжи (массового сокрытия и искажения данных о масштабах лесных пожаров), и во-вторых, введения жестких ограничений на выжигание сухой травянистой растительности (запрет выжигания без принятия исчерпывающих мер пожарной безопасности). Именно эти цели были, и до сих пор остаются, приоритетными в работе нашей организации, связанной с лесными пожарами. Причины выбора этих приоритетов очень просты:
- тотальная лесопожарная ложь (занижение данных о площадях лесных пожаров в масштабах страны в разы, а в некоторых регионах - в десятки раз) ведет к тому, что для тушения пожаров выделяются слишком малые силы и средства, а решения, принимаемые органами государственной власти, оказываются неадекватными масштабам проблемы;
- палы сухой травянистой растительности (сухой травы, стерни, тростника) являются одним из главных источников лесных пожаров и главным источником торфяных пожаров, а также основным способом быстрого распространения огня на огромные территории.
Подробнее об этом можно прочитать здесь:
Палы сухой травянистой растительности (травы, стерни, тростника)
В течение трех последних лет Гринпис регулярно публиковал данные о реальных масштабах лесных пожаров, о масштабах и виновниках лесопожарной лжи, и использовал все возможные способы для донесения этой информации до широкой аудитории и до тех, кто так или иначе влияет на принятие решений на правительственном уровне. То же самое Гринпис делал и с травяными палами. Пользуясь подвернувшейся возможностью - запланированным на весну "лесным" заседанием президиума Госсовета - Гринпис организовал массовый сбор подписей под обращением к Президенту РФ о запрете выжигания сухой травы, и обратился к своим сторонникам и дружественным организациям с просьбой об отправке как можно большего количества индивидуальных обращений на эту же тему. Подробнее об этом можно прочитать здесь:
Кампания "Весна без огня", 2013 год
Все это в конце концов дало желаемые результаты: обе темы стали предметом самого серьезного внимания со стороны профильных органов государственной власти (в первую очередь - Минприроды России, в меньшей степени - Рослесхоза, МЧС, Минсельхоза и других), и в конце концов - предметом рассмотрения на "лесном" заседании Президиума Госсовета. Обе темы нашли свое отражение в перечне поручений Президента РФ по итогам этого заседания.
В частности, Правительству РФ поручено:
обеспечить достоверный статистический учёт площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных федеральной информационной системы дистанционного мониторинга (срок - 1 сентября 2013 г.);
представить предложения по использованию существующих и перспективных космических систем дистанционного зондирования Земли для мониторинга лесных пожаров и выявления незаконных рубок лесных насаждений (срок – 1 октября 2013 г.);
установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты (срок – 1 сентября 2013 г.).
Кроме того, Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено принять меры, направленные на увеличение нормативов штатной численности уполномоченных организаций, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), и лесопожарных формирований, и укрепление их материально-технической базы.
Статистический учет с использованием системы федеральной информационной системы дистанционного мониторинга (на данный момент такой статус имеет система ИСДМ-Рослесхоз) означает очень высокую точность и оперативность получения информации по крупным и катастрофическим лесным пожарам. К сожалению, у этой системы, как и в целом у дистанционных методов мониторинга, есть серьезные технологические и организационные проблемы, связанные с учетом пожаров малой и средней площади - но суммарный вклад этих пожаров в общую площадь, пройденную огнем, относительно невелик, да и вклад федеральных органов власти в борьбу с ними, как правило, не требуется. По катастрофическим лесным пожарам ИСДМ-Рослесхоз и аналогичные ей иные системы дистанционного мониторинга позволяют оперативно получать данные о площадях и ущербе с такой точностью, которая недостижима при использовании наземных, а часто и авиационных методов. Фактически решение об использовании системы дистанционного мониторинга лесных пожаров как основы для их статистического учета делает лесопожарную ложь бессмысленной: вышедшие из-под контроля крупные и катастрофические лесные пожары скрыть от учета будет уже невозможно.
Установление порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающей возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты фактически означает запрет на подавляющее большинство проводимых сейчас травяных палов. Сейчас выжигание сухой травы практикуется большим количеством самых разнообразных организаций - местными администрациями, сельхозпредприятиями, дорожниками, лесничествами, и т.д., причем выжигаемые территории практически никогда не опахиваются со всех сторон, и практически всегда оставляются на произвол судьбы, без какого-либо присмотра и окарауливания. Выжигание, проводимое различными государственными и муниципальными организациями якобы "под контролем", а в реальности без какого-либо контроля, служит мощной рекламой травяных палов - показывает населению, что жечь траву можно, полезно и ненаказуемо. В результате палы сухой травы приобретают катастрофические масштабы (их ежегодная площадь составляет, оценочно, 40-50 миллионов гектаров в масштабах страны) и часто переходят на леса, защитные лесополосы, торфяники, инфраструктуру и населенные пункты.
Поручения Президента РФ, данные по итогам "лесного" заседания президиума Госсовета и направленные на искоренение лесопожарной лжи и массовых бесконтрольных травяных палов, могут существенно изменить ситуацию с охраной лесов и других природных территорий России от пожаров. Некоторый эффект от обсуждения этих тем на заседании президиума Госсовета уже виден: оперативная информация о лесных пожарах, публикуемая Рослесхозом, стала намного более правдивой, а органы государственной власти, отвечающие за сельское и лесное хозяйство и за пожарную безопасность впервые за много лет занялись активной агитацией против палов сухой травы и массовым поиском виновников этих палов. По предварительной оценке, эти меры уже дали некоторый успех - в пожарном отношении майские праздники 2013 года оказались гораздо более спокойными, чем в предыдущие несколько лет, несмотря даже на крайне опасные погодные условия.
В общем, правильные поручения Президентом РФ даны - осталось добиться их исполнения, что, конечно же, будет совсем не просто.