За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Статьи
Имитация, профанация и дезинформация: каким был 2017-й глазами российских «зеленых»
Особенно наглядно это проявилось нынешней весной, когда на Тверской, Новом Арбате, Садовом кольце и многих других центральных улицах российской столицы на высаженных там прошлой осенью 30-летних липах не раскрылись почки. Деревья остались стоять без листьев, несмотря на высокое качество как самого посадочного материала, так и проведённых озеленителями работ, рыхление приствольных кругов и обильный полив.
Накануне Международного дня птиц мы провели серию коротких опросов в местных сообществах в соцсетях. Целью этого небольшого исследования было узнать, замечают ли жители Москвы пернатых в городе и изменение их численности зимой. Мы просили обращать внимание именно на мелких воробьиных птиц, исключив из наблюдений ворон, голубей, уток.
Год экологии и особо охраняемых территорий (ООТ) в России начался шумно. Под занавес 2016 г., стало известно, что Минприроды внесло в Правила заготовки древесины, которые определяют параметры вырубки леса по всей стране, существенные изменения: согласно им, фактически в два раза увеличилась площадь кедровника, который разрешалось пустить под топор.
В октябре 2013 года, когда Алексей Яблоков отмечал свой 80-летний юбилей, журнал «Экология и право» посвятил этому выдающемуся ученому и политику целый номер. О взрослении, науке, работе в правительстве, экологических бедах современной России, и о самом главном Яблоков рассказал в беседе с Еленой Субботиной. Публикуем это интервью полностью. Светлой памяти Алексея Владимировича Яблокова.
«Экорепортер» уже писал о протесте экологов против перевозки ядерных отходов с Ленинградской АЭС в Красноярский край. Сегодня группа «Экозащита!» (Ecodefense) сообщила, что в результате движения «ядерных поездов» риску подвергнутся более 15 городов России.
Публикуем пресс-релиз «Экозащиты!»
- Экологи предупреждают население и сотрудников РЖД об опасности «мобильного Чернобыля», а также призывают к протестам, чтобы остановить программу превращения Сибири в ядерный могильник.
В ближайшее время с Ленинградской АЭС будет отправлен поезд с ядерными отходами в Красноярский край, где планируется создать могильник для российских и иностранных отходов. Дата транспортировки, которая положит начало масштабному вывозу ядерных отходов со всей России в Сибирь, держится в тайне. По планам «Росатома», до 2025 года в Сибирь будут перемещены 22 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Это означает, что каждые два месяца в закрытый город Красноярск-26 будут прибывать три эшелона с ядерными отходами.
Такие транспортировки представляют риск для более чем 15 российских городов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Самара, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и т. д. Хотя маршруты транспортировок держатся в тайне, нетрудно предположить, что для чрезвычайно тяжелых составов необходимы наиболее крупные железнодорожные ветки.
ОЯТ - наиболее опасный вид высокорадиоактивных отходов из тех, что производятся на АЭС. В отработавшем топливе содержится плутоний, период полураспада которого равен 24 тыс. лет. С одной стороны, это означает повышенный риск для населения и особенно сотрудников железных дорог, которые могут оказаться вблизи составов с высоким уровнем радиации. Кроме того, существует риск радиоактивного заражения в случае возможных аварий, которые могут произойти из-за плохого качества железных дорог, либо вследствие действий злоумышленников. При провозе ядерных отходов поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики — МПС, транспортные службы, различные региональные департаменты - и это также снижает уровень безопасности транспортировок.
С другой стороны, деятельность «Росатома» означает создание под Красноярском ядерного могильника на многие тысячи лет. То есть, жители Красноярского края обязаны принять на себя риски, возникшие вследствие 65-летнего развития атомной промышленности. При этом, у населения никто даже не поинтересовался, согласно ли оно жить около «ядерного
туалета страны». Необходимо напомнить, что попытки организовать могильники в разных странах неизменно натыкались протесты населения и барьер в виде высокой стоимости, вследствие чего в США, Германии, Японии и ряде других стран сохраняется высокий уровень неопределенности в отношении дальнейшей судьбы ядерных отходов. В перспективе, могильник в Красноярске может стать целью иностранных ядерных отходов, тем более что такие планы давно разрабатывались в ряде стран.
«Учитывая опасность ядерных отходов, не идеальное состояние железных дорог, а нередко и плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие ядерные отходы, правильнее всего называть «мобильными Чернобылями», - рассказывает Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», выступающей против опасных ядерных транспортировок с 1998 года. - Не смотря на опасность, «Росатом» предпочитает все держать в секрете от населения, поэтому призываем сотрудников РЖД, а также людей, проживающих в непосредственной близости от железных дорог, предпринимать меры самостоятельно - не приближаться без необходимости к железнодорожным путям, быть готовыми к защите своего здоровья от радиоактивного излучения, а также активно выступать против ядерных транспортировок в своем регионе - обращаться в местные органы власти, парламенты, спасательные службы. Мы имеем дело не с единоразовым вывозом ядерных отходов, а с программой, которая затронет ядерными транспортировками большинство территории России в течение более десятилетия. Ее необходимо остановить как можно скорее и для этого потребуется масштабная активность населения».
Сегодня «Экозащита!» распространила фото ядерных контейнеров в Красноярске-26 для того, чтобы жители России могли распознать опасную ядерную транспортировку.
Источник фото — группа «Экозащита!»