За последние 30 лет в США, где энергетика финансируется частными инвесто
Югра встретила весну традиционным праздником обских угров «Вороний день»
14 апреля на центральной площади впервые прошли праздничные мероприятия для гостей и жителей Ханты-Мансийска. Параллельно, в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» коренные югорские народы провели традиционные обряды и сакральные празднования.
В этом году указом Губернатора Натальи Комаровой праздник получил статус окружного. 14 апреля на центральной площади в окружной столице Югры впервые отмечался праздник обских угров ханты и манси «Вороний день». В 2011 году «День вороны» стал окружным праздником, и в Югре теперь будет отмечаться повсеместно во вторую субботу апреля.
Зрителей ожидало театрализованное действо с элементами танцевального, музыкального и песенного фольклора. Центр искусств подготовил для югорчан свой творческий подарок: пластические композиции по мотивам традиционных обрядов и обычаев. Зрители послушали стихи национального поэта Владимира Волдина, а кульминацией представления прозвучала легенда «Рождение жизни». По югорским традициям ворона – аналог аиста: прилетает туда, где ждут детей. Потому на празднике отдельно чествовали новорожденных этого года.
Вячеслав Кондин, заведующий отделом культурно-образовательных программ Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа", отметил: «Радостно то, что в празднике участвовало большое количество национальных фольклорных коллективов со всего округа. Родовые общины развернули палаточный городок и организовали выставку палаточных изделий, где каждый мог приобрести для себя сувенир и дары Югорской природы». Устроили дегустацию блюд национальной кухни. Для этого на площади установили три чума.
Запоминающимся моментом стало награждение семей из числа коренных малочисленных народов Севера ханты и манси подарками и сертификатами. Также на сцене прошло награждение благодарственными письмами заместителей губернатора Югры Г.Ф. Бухтиным и А.А. Путиным особо отличившихся представителей национальной интеллигенции.
Для маленьких зрителей проводили конкурсы на лучшее гнездо, на лучший рисунок вороны, а также загадки и спортивное мероприятие «Этно-Старты». Все участники смогли познакомиться и с традиционным укладом, и с национальными югорскими видами спорта: перетягиванием палки, стрельбой из лука, метанием тынзяна на хорей и прыжками через нарты.
Праздник продолжался до самого вечера. «Печален только один факт, - добавляет Вячеслав Юрьевич, - что погода в этот день не побаловала своим весенним теплом. Но мы не огорчаемся, теперь праздник стал популярен и о нем известно не только в нашем округе, но и за его пределами».
Однако, для коренных народов севера «Вороний день», или, как его еще называют «Вурнга хатл» или «Урин эква хотал», - сакральный день, окруженные мифами и сказаниями. Эрика Петровна Сургутскова, директор Государственной библиотеки Югры, поведала легенду о вороне: «Говорят, жила-была очень красивая и добрая женщина, которая очень любила детей. Она все им дозволяла, все прощала, и потому дети забыли о послушании, стали нарушать обычаи и традиции. Тогда женщину превратили в ворону и изгнали из племени. Ворона тосковала по детям, и потому всегда возвращалась на Север раньше других птиц». Вот почему, отметила Эрика Петровна, мужчины ханты и манси почитают ворону как символ женского начала.
Праздник восстановили в 90-е гг. и в этом году коренные югорские народы собрались в «Торум Маа» в 15 раз. На этой земле, в самом сердце Ханты – Мансийска, на одном из семи холмов, покрытых вековыми кедрами, давным-давно располагалось языческое святилище. С раннего утра у подножия холмов дымились костры, на которых готовилось традиционное национальное угощение – саламат - каша из молотой крупы на бульоне с олениной. Старейшины собирались вместе для проведения священных обрядов, а молодежь в это время развешивала на деревья круглые бублики, символизирующие солнце.
В большом чуме прошел обряд очищения: Хранительница традиций вызывала Духа огня и прогоняла злых, «чтобы зло нигде не затаилось». «Зло всегда не хочет уходить, поэтому цепляется за подошвы ног, и, чтобы его изгнать, нужно ногами сделать над очищающим дымом круговые движения», - считают старейшины. Во время молитвы было призвано более 100 добрых духов!
К сожалению, сегодня мы мало что знаем о «Дне вороны»: обрядовые традиции угры передают из поколения в поколение устно, в письменных источниках практически ничего не зафиксировано. Из монографии С.А. Поповой «Обряды перехода в традиционной культуре манси» можно узнать, что апрель считается «месяцем вороны», а моления должны проходить в четыре дня: три «локальных» (когда совершаются внутрисемейные и внутриобщинные обряды), и последний «общественный» день, который и празднуют в «Торум Маа».
Сегодня проблема сохранения национальной культуры ханты и манси стоит очень остро. Благодаря деятельности Ассоциации «Спасение Югры», Ассамблеи представителей КМНС Югры, Музей «Торум Маа» и пр. в общественное движение включилось не только коренное население, но и представители разных народов, приехавшие в Сибирь и болеющие за нее душой. Ассоциации выступают за защиту и уважение национальных культур, обычаев и языка граждан всех национальностей, проживающих в округе. Ассоциации отстаивают право коренных народов сохранять на своей этнической территории исторически сложившийся образ жизни и культуру, оберегать национальную самобытность.
Пресс-центр X Международной экологической акции «Спасти и сохранить»