Застройка Химкинского леса - лишь малая часть опасных планов

Изображение: 

Представители Коалиции общественных организаций «За леса Подмосковья!», в которую входят Социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис России, Движение в защиту Химкинского леса и Союз охраны птиц России обратились к губернатору Подмосковья Сергею Шойгу с обращением по вопросу пересмотра проекта трассы платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург.

В настоящее время в Химкинском лесу, вопреки обещаниям застройщика сократить площадь вырубки, лес вырублен почти на всех 110 га переведенных в земли транспорта участках – за исключением участка через Химкинскую дубраву.

Масштабная вырубка под трассу и пункты приема оплаты и выдачи талонов осуществлена в том числе на планируемой особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Мезотрофное болото с клюквой в Химкинском лесопарке», предусмотренной «Схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23. По мнению экологов, это ведет к полному уничтожению уникального в Ближнем Подмосковье болота, приведёт к деградации окружающих лесных массивов и созданию нового источника пожарной опасности в районе.

Химкинская дубрава – самая крупная (после уничтожения в сентябре - октябре 2011 г. Одинцовской дубравы) в ближнем Подмосковье и также является планируемой ООПТ – памятником природы местного значения «Дубовая роща». В настоящее время все дубы в створе полосы отвода помечены как предназначенные к вырубке.

В данной дубраве, в 50 метрах от полосы отвода, расположен родник Святого Георгия, в котором окрестное население берет чистейшую питьевую воду.

В августе прошлого года, по заказу ГК «Автодор» – заказчика подготовительных работ по строительству автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, Институтом лесоведения Российской академии наук была выполнена научно-исследовательская работа «Комплексная лесоводственно-экологическая оценка состояния и сравнительная характеристика Химкинской дубравы», которая дает основания полагать, что после прокладки автодороги через дубраву родник Святого Георгия будет потерян.

В упомянутом заключении государственной экологической экспертизы от 08.02.2006 № 89 рекомендовано на последующих стадиях проектирования «рассмотреть возможность строительства эстакады в пределах Химкинского лесопарка (либо отдельных его участков) в целях сохранения его целостности как места отдыха жителей Москвы и других населенных пунктов северной части Московской агломерации и ценного природного объекта». Однако данное предложение так и не было рассмотрено.

Представители коалиции просят Шойгу поставить перед государственной компанией «Российские автомобильные дороги» вопрос об изменении проекта в части строительства эстакад над нетронутой пока Химкинской дубравой и мезотрофным болотом в районе 61-65-го пикетов. Это даст существенный эффект для сохранения целостности экосистемы Химкинского леса и позволит значительно снизить ущерб ее биоразнообразию, а также частично сохранить средорегулирующее значение этого ключевого лесного массива.

Экологические организации обращают внимание губернатора на принципиальное обстоятельство, что застройка Химкинского леса — это лишь малая часть чрезвычайно опасных планов освоения лесов Московского региона в целях их коммерческой застройки. Так, в настоящее время повсеместно переводимые в земли поселений земли лесного фонда, в том числе занятые защитными лесами категории «лесопарковая зона», не учитываются в качестве городских лесов, а передаются застройщикам. Поэтому прецедент с Химкинским лесом, получившим международную известность, приобретает особую социальную и общественную важность.